Стратегия развития ЖКХ в РФ до 2020 года. III. Основные приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере ЖКХ
III. Основные приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере ЖКХ
Основными целями государственной политики в сфере ЖКХ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" являются повышение качества жизни населения путем повышения качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечение их доступности для населения.
Стратегия развития
жилищно-коммунального хозяйства
в Российской Федерации
на период до 2020 года
Приоритетами государственной политики в жилищно-коммунальной сфере являются:
- повышение комфортности условий проживания, в том числе обеспечение доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения;
- обеспечение доступности и качества жилищно-коммунальных услуг;
- модернизация и повышение энергоэффективности объектов ЖКХ;
- переход на принцип использования наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры и модернизации жилищного фонда.
Понятия качества и надежности жилищно-коммунальных услуг включают в себя безопасные и благоприятные условия проживания граждан в многоквартирных домах и жилых домах, бесперебойное предоставление услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с санитарными нормами и правилами и другими обязательными требованиями, установленными законодательством.
Основной задачей органов государственной власти в сфере ЖКХ является создание системы нормативно-правового регулирования, обеспечивающей эффективное функционирование и устойчивое развитие ЖКХ, в том числе предусматривающей сокращение административных процедур, устранение избыточных и заведомо недостижимых требований законодательства, предотвращение коррупции.
Реализация данной задачи невозможна без повышения прозрачности информации о деятельности организаций в сфере ЖКХ для потребителей, инвесторов, контролирующих органов, на обеспечение которой направлено создание государственной информационной системы ЖКХ (далее — ГИС ЖКХ).
Необходимо стимулировать развитие интеллектуальных систем по комплексному учету коммунальных энергоресурсов, в первую очередь позволяющих обеспечить дистанционный учёт коммунальных ресурсов (услуг), в том числе за счёт поэтапного изменения требований к приборам учёта, обобщения и популяризации наилучших решений в этом вопросе, а также создание на региональном уровне единого информационного ресурса (базы данных), обеспечивающего организацию регулярного сбора и систематизацию достоверной и актуальной информации об объектах коммунальной инфраструктуры, об их технико-экономическом состоянии и имущественных правах на указанные выше объекты, о региональных потребителях коммунальных ресурсов (услуг). Повышение информационной прозрачности в указанной сфере позитивным образом отразится на качестве принимаемых управленческих решений, повышении энергоэффективности, платежной дисциплины, а также содействии привлечению инвестиций в отрасль.
Для обеспечения сбалансированного развития систем коммунальной инфраструктуры с учётом перспективных потребностей должны быть скоординированы механизмы территориального и инвестиционного планирования.
В условиях ухудшения макроэкономической конъюнктуры необходимо максимально использовать внутренние резервы для развития ЖКХ, связанные с оптимизацией текущих и инвестиционных расходов, энергосбережением. Одним из важных направлений повышения энергетической эффективности ЖКХ является развитие рынка энергосервисных услуг.
Для обеспечения модернизации инвестиционно непривлекательных объектов ЖКХ необходимо принимать специальные меры, направленные на стимулирование консолидации активов таких предприятий, контролируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на уровне субъектов Российской Федерации с последующей их передачей в управление частным операторам на основе концессионных соглашений.
Для достижения стратегической цели и решения поставленных задач необходимо осуществление мер и мероприятий, направленных на:
1) развитие предпринимательства, включая развитие конкуренции, привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ на рыночных условиях;
2) повышение качества государственного управления, включая оптимизацию разграничения полномочий и ответственности, совершенствование системы государственного регулирования;
3) повышение эффективности управления инфраструктурой, стимулирование энергосбережения, учитывая при этом проблему отрицательной экономической эффективности большинства проектов по повышению энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры и их большую затратность;
4) переход на использование наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры;
5) формирование системы мотивации участников отношений как в жилищном, так и в коммунальном секторе, стимулирующей участников отношений к рациональному и энергоэффективному поведению;
6) обеспечение адресности социальной поддержки населения;
7) развитие человеческого и общественного капитала, включая повышение производительности труда, развитие научного и технического потенциала, совершенствование системы общественного контроля, улучшение имиджа ЖКХ в средствах массовой информации.
Настоящая Стратегия определяет цели и задачи государственной политики в отдельных сферах деятельности ЖКХ с учётом их специфики, а также меры и мероприятия, необходимые для достижения установленных в этих сферах целей и решения поставленных задач.
Качественное и поступательное развитие сферы ЖКХ будет служить одним из основных источников экономического развития регионов Российской Федерации ввиду тесного сопряжения отрасли с более чем тридцатью смежными отраслями. В период финансовой нестабильности ЖКХ является одним из наиболее стабильных секторов экономики Российской Федерации (в том числе, благодаря наличию гарантированного спроса на производимые товары, работы и услуги).
Достижение поставленных целей и задач, а также реализация мероприятий, предусмотренных Стратегией, приведет к созданию сбалансированной (между потребителями и производителями жилищно-коммунальных услуг) модели отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в основу которой будет положена следующая целевая ситуация — обеспечение потребителей качественными жилищно-коммунальными услугами стоимость которых, с одной стороны, доступна потребителю (в том числе с учётом оказания государственной (муниципальной) поддержки социально-незащищенным категориям населения), а с другой стороны обеспечивает не только возмещение расходов на производство указанных услуг их производителям, но и конкурентную доходность для инвесторов.
В последующем с целью дальнейшего развития рыночных отношений в сфере ЖКХ возможно постепенное расширение механизмов саморегулирования отрасли.
Мониторинг достижения целей, задач и показателей Стратегии будет осуществляться Минстроем России посредством следующих основных инструментов:
1) Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, в части информации, размещаемой в ГИС ЖКХ.
2) Информационная ведомственная система мониторинга состояния жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России.
3) Автоматизированная система «Реформа ЖКХ», администрируемая государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд ЖКХ), в части вопросов расселения аварийного жилищного фонда и функционирования региональных систем капитального ремонта.
По результатам мониторинга реализации Стратегии планируется направление ежегодных докладов в Правительство Российской Федерации, а также рассмотрение указанных результатов на заседаниях Межведомственной рабочей группы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.