Стратегия развития ЖКХ в РФ до 2020 года. II. Общая характеристика текущего состояния ЖКХ

Главная » О компании » Стратегия развития ЖКХ » Стратегия развития ЖКХ в РФ до 2020 года. II. Общая характеристика текущего состояния ЖКХ

II. Общая характеристика текущего состояния ЖКХ

ЖКХ — одна из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность — необходимой инфраструктурой. Годовой оборот ЖКХ превышает 4,1 трлн рублей, а это более 5,7% валового внутреннего продукта России.

Стратегия развития
жилищно-коммунального хозяйства
в Российской Федерации
на период до 2020 года

Объём жилищного фонда в Российской Федерации составляет 3,3 млрд кв.м., в том числе многоквартирных домов 2,4 млрд кв.м. (что составляет 72% от общего объёма жилищного фонда), индивидуальных жилых домов —около 1 млрд кв.м.

В последние годы сфера ЖКХ является одной из наиболее значимых государственных проблем, которые отмечают граждане. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее — ВЦИОМ) в 2012 — 2013 гг. проблемы сферы ЖКХ заняли первое место (58% и 53% соответственно), в 2014 году — второе место.

Рост расходов на жилищно-коммунальные услуги и проблемы обслуживания жилищного фонда воспринимаются населением как самые актуальные личные проблемы, поскольку люди сталкиваются с ними ежедневно и ощущают несоответствие условий, в которых они живут, и размера платы за обеспечение этих условий.

Эксперты отмечают в качестве основных следующие проблемы отрасли:

1) рост платы за ЖКУ без адекватного повышения качества услуг.

Согласно опросу, проведенному в мае 2015 года, большинство граждан (55%) считает несправедливой сумму, которую они платят за коммунальные услуги.

63% опрошенных назвали стоимость коммунальных услуг завышенной, при этом более других ощущают дороговизну ЖКУ жители небольших городов с населением от 50 до 100 тыс. человек (75%).

При этом 83% респондентов положительно относятся к установке приборов учета. А в целях снижения общего платежа за потребленные коммунальные ресурсы подавляющее большинство опрошенных (71%) уже установили приборы учета потребления воды.

2) низкое качество жилищных и коммунальных услуг.

По данным Роспотребнадзора только 62,1% населения в России потребляют доброкачественную воду. В сфере водоснабжения до нормативного уровня очищается только 55,5% воды, подаваемой в сети, а в сфере водоотведения и очистки сточных вод до нормативного уровня очищается только 45% сточных вод. Перебои с подачей горячей воды имеют 48% населения, холодной воды — 42% населения, электроэнергии — 28% населения.

Вместе с тем согласно данным исследований, проведенных в мае 2015 г., уже более половины респондентов стали удовлетворительно оценивать качество коммунальных услуг, а 12% опрошенных отметили улучшение их качества, преимущественно это жители малых городов (20%) и сёл (15%).

Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в 2015 году, наибольшая неудовлетворенность граждан связана с антисанитарным состоянием лестниц и нерегулярной уборкой подъезда (38%), старой покраской подъезда и сломанными ступенями (37%), плохим состоянием крыш, стен и потолков (36%), прогнившими и неисправными водопроводными и канализационными трубами (33 %), антисанитарным состоянием подвалов (27%), неисправностью дверей, оконных рам, балконов (24%), частыми поломками лифтов (11%).

3) изношенность эксплуатируемых объектов ЖКХ и необходимость их модернизации, технологического перевооружения в самое ближайшее время с привлечением частных инвестиций.

По экспертным оценкам ежегодные инвестиционные потребности коммунального сектора составляют не менее 500 млрд руб. (более 200 млрд руб. — инвестиции в сферу теплоснабжения, более 100 млрд руб. — инвестиции в сферу водоснабжения, более 100 млрд руб. — инвестиции в сферу водоотведения).

При этом сфера ЖКХ имеет огромный потенциал повышения эффективности, который по экспертным оценкам достигает 40%, но использовать его возможно при условии притока инвестиций и применения наиболее эффективных технологий.