Стратегия развития ЖКХ в РФ до 2020 года. IV. Меры по развитию ЖКХ по основным направлениям сферы ЖКХ. 4. Модернизация объектов ЖКХ

Главная » О компании » Стратегия развития ЖКХ » Стратегия развития ЖКХ в РФ до 2020 года. IV. Меры по развитию ЖКХ по основным направлениям сферы ЖКХ. 4. Модернизация объектов ЖКХ

Стратегия развития
жилищно-коммунального хозяйства
в Российской Федерации
на период до 2020 года

IV. Меры по развитию ЖКХ по основным направлениям сферы ЖКХ

4. Модернизация объектов ЖКХ

В целях модернизации и повышения энергетической эффективности объектов ЖКХ будут решены следующие задачи:

- обеспечение благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ;

- ликвидация неэффективного управления объектами ЖКХ, осуществляемого унитарными предприятиями;

- внедрение новых механизмов государственной поддержки развития и модернизации коммунальной инфраструктуры, в том числе учитывающих специфику реализации инвестиционных проектов по модернизации объектов ЖКХ в «малых городах»;

- переход на использование наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры;

- принятие и реализация мер, направленных на повышение платежной дисциплины и ответственности неплательщиков, в том числе посредством проработки вопроса введения прямых договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов (предоставлению коммунальных услуг) между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в многоквартирном доме и проработки мер по развитию систем расчётов за жилищно-коммунальные услуги, в том числе посредством совершенствования правового регулирования деятельности расчётных центров, развитию сервисов дистанционной оплаты, введение возможности отключения подачи коммунального ресурса за задержку платежей по любому виду коммунального ресурса с установлением обязанности для лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, произвести такое отключение, а также упрощение порядка обращения взыскания на жилое помещение и переселение в случае существенной задолженности за жилищно-коммунальные услуги;

- переход на долгосрочное тарифное регулирование в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе в условиях действия требования об обязательном учете при формировании тарифа гарантирующей организации, оказывающей услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, расчётной предпринимательской прибыли в размере 5% (за исключением унитарных предприятий, для которых данный размер может быть установлен на более низком уровне);

- обеспечение работы механизма долгосрочного регулирования совокупного платежа гражданина за коммунальные услуги, исключающего необоснованный рост платы граждан за коммунальные услуги и обеспечивающего предсказуемость для регулируемых организаций и частного инвестора федеральных ограничений при установлении тарифов;

- совершенствование механизма выявления и оформления прав на бесхозяйные объекты ЖКХ, в том числе стимулирование к этой деятельности органов местного самоуправления, на территории которых выявляются такие объекты.

При этом, необходимо отметить, что положения настоящей Стратегии распространяются на сферы электроснабжения и газоснабжения в части обеспечения потребителей качественными коммунальными ресурсами (услугами) по электроснабжению и газоснабжению, а также развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в данных сферах. Иные вопросы развития электроснабжения и газоснабжения регулируются Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р (далее — Энергетическая стратегия), Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 511-р.

Указанный подход обусловлен тем, что указанные сферы, в отличие от сфер теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, не являются отраслями, деятельность которых связана преимущественно с обеспечением населения коммунальными ресурсами (услугами). Так, по данным Некоммерческого партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний доля потребления электрической энергии населением составляет 13–15%, газа — 13%. Эти сферы являются, прежде всего, инфраструктурными для всей экономики страны в целом, соответственно стратегия их развития в большей степени определяется не столько нуждами жилищно-коммунального хозяйства, сколько необходимостью обеспечения потребностей и развития всех отраслей экономики, отдельных территорий, развития экспортного потенциала и описываются Энергетической стратегией.

В целях создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ Правительство Российской Федерации обеспечило создание необходимой законодательной базы, основанной на переходе к долгосрочному инвестиционному планированию и тарифному регулированию, развитию концессионной модели государственного частного партнерства.

В целом для создания условий для привлечения в ЖКХ частных инвестиций приняты более 30 нормативных правовых актов (в том числе, в рамках совершенствования законодательства о концессионных соглашениях).

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 103-ФЗ) внесены изменения в законодательство о концессионных соглашениях, о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, предусматривающие создание правового механизма для привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, в том числе учитывающие такие особенности заключения соглашений на передачу в долгосрочную аренду или концессию объектов коммунальной инфраструктуры как установление обязательных требований к собственникам, концессионерам и арендаторам в части необходимости достижения таковыми целевых показателей надежности, качества и энергетической эффективности.

Федеральным законом № 103-ФЗ:

- введено требование, согласно которому частный оператор не сможет получить в эксплуатацию коммунальную инфраструктуру без принятия на себя обязательств по модернизации имущества за счёт привлеченных средств.

Причем, обязательства определяются концедентом по результатам проведенного технического обследования передаваемых объектов, а также с учетом развития систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, предусмотренного схемами тепло-, водоснабжения и водоотведения;

- расширен перечень существенных условий, которые должны содержаться в концессионном соглашении. К ним отнесены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, расходы концессионера на создание и (или) реконструкцию объектов соглашения, значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов, порядок возмещения расходов концессионера.

Таким образом, на начальном этапе при заключении концессионного соглашения определяются основные условия на долгосрочный период, такие как обязательства оператора по обеспечению качества услуг, прогнозная стоимость услуг на срок действия концессионного соглашения. За недостижение взятых на себя обязательств организация будет нести имущественную ответственность, а при неоднократном нарушении концессионное соглашение будет расторгнуто.

При этом создаются понятные условия для инвесторов, определены гарантии возврата вложенных частным оператором средств, порядок возмещения вложенных средств при досрочном расторжении концессионного соглашения.

Одновременно внесены изменения в отраслевое законодательство, синхронизирующие нормы Федерального закона от 27 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и положения, касающиеся тарифного регулирования. Так, размер тарифа будет зависеть от обязательств по достижению организацией качества предоставляемых потребителям услуг, установленных в инвестиционных и производственных программах организаций.

При этом утверждение инвестиционных программ будет происходить с учетом планов по развитию коммунальных систем, определенных в схемах тепло-, водоснабжения, водоотведения, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Во исполнение Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 103-ФЗ:

1) установлена рекомендуемая (примерная) форма концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов ЖКХ (постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. № 748 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов ЖКХ, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляется обращение с отходами производства и потребления, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания населения»);

2) определён порядок предоставления антимонопольным органом (Федеральной антимонопольной службой) согласия на изменение условий концессионного соглашения (постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. № 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения»);

3) установлены требования к форме и содержанию вычислительной программы, применяемой для целей расчёта дисконтированной выручки участника конкурса на право заключения договора аренды или концессионного соглашения в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности (приказ Минэкономразвития России от 1 октября 2013 г. № 563 «О требованиях к форме и содержанию вычислительной программы по определению дисконтированной выручки участника конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности»);

4) определён порядок дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договоров аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2014 г. № 510 «Об утверждении Правил дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения»).

При этом, особое внимание уделяется регулированию вопросов ответственности концессионера по исполнению обязательств в рамках концессионных соглашений.

Основными мероприятиями, реализация которых должна быть обеспечена в целях создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ для решения задач модернизации и повышения энергетической эффективности объектов ЖКХ являются:

1) Завершение в 2015 году разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

По итогам Iполугодия 2015 года в Российской Федерации утверждено 88% схем теплоснабжения от общего количества, необходимых к утверждению; 81% схем водоснабжения и водоотведения; 82% программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

2) Осуществление долгосрочного тарифного регулирования в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обеспечивающего долгосрочные гарантии инвесторам в части доходности и возвратности вложенных средств.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 291-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения» введено долгосрочное тарифное регулирование в отраслях ЖКХ, которое станет обязательным с 1 января 2016 года и создаст долгосрочные гарантии инвесторам в части доходности и возвратности вложенных средств при реализации проектов по модернизации объектов ЖКХ.

При использовании долгосрочных методов тарифного регулирования экономия средств, достигнутая регулируемой организацией в результате снижения расходов в предыдущий долгосрочный период регулирования, в том числе связанная с сокращением потерь ресурсов, будет учитываться в составе необходимой валовой выручки в течение последующих 5 лет.

На сегодняшний день приняты 5730 долгосрочных тарифных решений, в том числе в сфере теплоснабжения 3201 тарифное решение (что составляет 19,1% от общего числа), 1509 тарифных решений в сфере водоснабжения (что составляет 10,4% от общего числа) и 1020 тарифных решений в сфере водоотведения (что составляет 13,4% от общего числа).

3) Реализация субъектами Российской Федерации утвержденных во исполнение Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» региональных комплексов мер по развитию ЖКХ субъекта Российской Федерации, предусматривающих реализацию законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере ЖКХ.

Кроме того, с целью проведения оценки эффективности работы субъектов Российской Федерации по привлечению частных инвестиций в сферу ЖКХ и реализации принятых федеральных решений, разработан рейтинг субъектов Российской Федерации с точки зрения инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ.

Рейтинг составлен по 12 основным показателям, в том числе характеризующим реализацию регионами принятых на федеральном уровне решений, направленных на создание условий по привлечению частных инвестиций в ЖКХ, среди которых:

- объём инвестиций, предусмотренных в рамках утвержденных инвестиционных программ в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по отношению к количеству регулируемых организаций в данных сферах;

- доля долгосрочных тарифных решений в общем числе тарифных решений в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

- объём средств частных инвесторов, привлеченных в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства;

- доля заемных средств в общем объёме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

- наличие утвержденного графика передачи объектов неэффективных МУП/ГУП в концессию по итогам проведенной оценки эффективности;

- наличие объявленных конкурсов на передачу объектов ЖКХ в концессию;

- наличие утвержденной дорожной карты по развитию ЖКХ субъекта Российской Федерации;

- доля утверждённых схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в общем количестве схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, необходимых к утверждению;

- доля зарегистрированных объектов ЖКХ в общем количестве объектов ЖКХ, подлежащих регистрации. В дальнейшем планируется совершенствование методологии рейтингования для оценки инвестиционного потенциала регионов в части повышения открытости и прозрачности формирования данного рейтинга, в том числе с точки зрения исходных данных, на основе которых он формируется.

4) Обеспечение функционирования Центра государственно-частного партнерства, созданного при Минстрое России в целях методического сопровождения подготовки инвестиционных проектов в сфере ЖКХ, сопровождения их реализации, определения и позиционирования лучших практик инвестирования в ЖКХ, выработки в составе мер государственной поддержки специального механизма льготного финансирования инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

5) Завершение разработки и обеспечение практического функционирования общедоступного банка данных о наиболее эффективных технологиях, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры путем разработки и утверждения соответствующих справочников о наиболее эффективных технологиях в сферах теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, лифтового хозяйства, а также справочника для инвестора в ЖКХ. Разработка и создание указанного банка данных технологий предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 года № 961.

При этом основной задачей является переход к 2020 году на использование исключительно перспективных или современных технологий банка данных, при осуществлении модернизации (строительства, создания) объектов коммунальной инфраструктуры.

6) Передача имущества унитарных предприятий, управление которыми было признано неэффективным, в концессию на базе утвержденных критериев эффективности унитарных предприятий. По итогам проведенной оценки эффективности, по состоянию на май 2015 года неэффективными признана почти треть таких предприятий.

В 2015 году в соответствии с утвержденными графиками организованы конкурсные процедуры на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ государственных и муниципальных предприятий, управление которыми признано неэффективным.

7) Организация субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления работы по передаче объектов ЖКХ частному инвестору на основании концессионных соглашений.

Всего на территории Российской Федерации заключены 452 концессионных соглашения. Из них, по данным регионов, в I полугодии 2015 года — 24 концессионных соглашения, в 2014 году — 112 концессионных соглашений, в 2013 году — 105 концессионных соглашений, в 2012 году — 78 концессионных соглашений, в 2011 году — 53 концессионных соглашения, в 2010 году — 48 концессионных соглашений, в 2009 году — 13 концессионных соглашений, в 2008 году — 5 концессионных соглашений, в 2007 году — 13 концессионных соглашений, в 2006 году — 1 концессионное соглашение.

С 2015 года начат активный процесс передачи объектов коммунальной инфраструктуры в концессию по новым правилам. При этом, в результате реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией, к 2020 году можно будет обеспечить передачу порядка 80% объектов ЖКХ, находящихся в управлении унитарных предприятий, частным операторам.

С целью упрощения процедуры и минимизации злоупотреблений при проведении конкурсов на право заключения концессионных соглашений будет осуществляться методологическая и правовая поддержка органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том числе путем утверждения примерной формы конкурсной документации, а также разработки методических рекомендации по подготовке концессионных конкурсов.

8) В отношении инвестиционно непривлекательных предприятий будут приниматься специальные меры, направленные на стимулирование консолидации активов таких предприятий, контролируемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на уровне субъектов Российской Федерации с последующей их передачей в управление частным операторам.

Такие меры позволят увеличить оборот предприятий, снизить текущие расходы, упростить регулирование и контроль, повысить привлекательность этих предприятий для инвесторов.

9) Предусматривается создание и запуск постоянно действующего механизма государственной поддержки проектов государственного частного партнерства в целях модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе в «малых городах».

10) Совершенствование механизма формирования и контроля исполнения инвестиционных программ организаций, осуществляющих деятельность в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, в том числе в части фактически привлеченных инвестиций и реализованных мероприятий. При этом, успешность проводимой государством политики в сфере привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства будет измеряться именно через объём фактически привлеченных инвестиций.

11) Разработка и запуск новых форм оказания государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов в целях модернизации объектов ЖКХ, в том числе:

- предоставление средств путём субсидирования процентной ставки;

- путём прямого финансирования инвестиционных проектов;

- путём использования механизма льготного финансирования инвестиционных проектов, реализуемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В целях реализации вышеуказанных мер предлагается проработать вопрос использования на государственном уровне действующих институтов развития в целях поддержки инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Общий объём средств в соответствии с утвержденными в установленном законодательством порядке инвестиционными программами организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в 2014 году составил 125,84 млрд руб., в том числе заемные средства — 32,08 млрд руб., что составляет 25,5%; в 2015 году в рамках инвестиционных программ запланировано привлечение 129,47 млрд. руб., в том числе заёмные средства — 32,45 млрд руб., что составляет 25,07%.

12) Выработка мер, направленных на совершенствование порядка технологического подключения к коммунальным системам, в том числе в части расчёта соответствующей платы, упрощения правил и сроков подключения, исключения злоупотреблений при решении вопроса о подключении, а также унификации законодательства для подключения к различным системам коммунальной инфраструктуры вне зависимости от вида ресурса, в том числе введения понятия «технологических коридоров», которые должны формироваться в обязательном порядке при организации строительства и обеспечивать инженерной инфраструктурой соответствующие новые объекты. Проработка предложения о пересмотре, вплоть до отмены, льготных ставок платы за подключение к системам теплоснабжения и переход к определению платы для всех потребителей исходя из экономически обоснованных затрат теплоснабжающей организации на подключение.

13) Выработка дополнительных мер, направленных на борьбу с бесхозяйными объектами ЖКХ, в том числе стимулирующих органы местного самоуправления к скорейшему оформлению прав на выявленные бесхозяйные объекты.

14) Проработка предложений по нормативной поддержке развития рынка сервисных услуг, обеспечивающих эффективные расчёты за жилищно-коммунальные услуги, в том числе выработка единых правил функционирования расчётно-информационных центров, систем дистанционной оплаты за жилищно-коммунальные услуги.

15) В части осуществления газоснабжения, проработка предложений, направленных на развитие рынка технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в том числе внесение соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», а также устранение избыточных административных барьеров в сфере подключения новых потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям, в том числе путем принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также Правил подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.

16) Анализ и актуализация, при необходимости, правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг с учётом современных особенностей моделей потребления коммунальных ресурсов (услуг) населением, в том числе актуализация значений нормативных показателей, используемых при расчёте нормативов потребления коммунальных услуг методом аналогов и расчётным методом.

17) Проработка вопроса о необходимости определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля за установлением нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе создания механизма рассмотрения на федеральном уровне разногласий по вопросам установления нормативов потребления.

18) Анализ качества исполнения органами местного самоуправления полномочий по утверждению схем теплоснабжения и определения Единой теплоснабжающей организации, в том числе проработка вопроса об условиях передачи указанных полномочий на уровень субъекта Российской Федерации и формирования специальных комиссий по контролю за качеством утверждаемых схем.

19) Продолжение реализации мер, направленных на повышение платежной дисциплины при поставке коммунальных ресурсов (услуг), в том числе:

- введение санкций за неплатежи по всей цепочке поставки ресурса (услуги) от производителя до конечного потребителя (жителя), включая всех посредников и перепродавцов, в размере стоимости, максимально приближенной к рыночной стоимости коммерческого кредита с первого дня просрочки;

- проработка вопроса об упрощении порядка отключения электрической энергии, в том числе при неоплате за любой другой коммунальный ресурс (услугу).

20) Проработка вопроса развития иных финансовых инструментов поддержки коммунального сектора, и, наряду с банковским кредитом, проработать вопрос использования такого инструмента как облигационные займы, в том числе облигации концессионеров. Это позволит простимулировать привлечение средств негосударственных пенсионных фондов, поскольку именно облигационные инструменты привлекают в свои портфели негосударственные пенсионные фонды, так как рассматривают их как инструменты с долгосрочным потенциалом.

21) Проработка вопроса использования иных форм государственно-частного партнерства в целях привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Оценка выполнения задачи по обеспечению благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ будет осуществляться на основании следующих показателей:

- доля долгосрочных тарифных решений в общем числе тарифных решений в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

- доля заемных средств в общем объёме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

- доля переданных частным операторам (в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований составляет не более 25%) на основе концессионных соглашений объектов ЖКХ всех государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление.

По результатам, в среднесрочной перспективе (до 2017 года) необходимо обеспечить увеличение доли заемных средств в общем объёме капитальных вложений.

Одной из важнейших задач является практическая реализация всех принятых решений, завершение субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления принятия схем водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, регистрации прав государственной (муниципальной) собственности на объекты ЖКХ, передача всех неэффективных унитарных предприятий частным операторам, а также планомерная и системная работа с потенциальными инвесторами.

4.1 Холодное (питьевое) водоснабжение и водоотведение

В сфере холодного (питьевого) водоснабжения целью государственной политики является обеспечение всех граждан России, независимо от их благосостояния, качественной питьевой водой в количестве, необходимом для удовлетворения базовых бытовых потребностей человека.

Целью государственной политики в сфере водоотведения является снижение антропогенного воздействия на окружающую среду за счёт очистки сточных вод населенных пунктов и утилизации осадка сточных вод.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 291-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения» установлены правовые основы введения долгосрочного тарифного регулирования, в том числе в сфере теплоснабжения.

В 2015 году будут определены на долгосрочный период регулирования, составляющий не менее 3 лет, показатели надёжности, качества и энергоэффективности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, и сформированы долгосрочные инвестиционные программы. С 2016 года в отношении всех организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, (за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации), будут применяться долгосрочные тарифы. При этом, реформирование регулирования отношений в сфере водоотведения будет осуществляться в условиях, исключающих неопределенность в части обязанностей абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, по нормированию сбрасываемых ими сточных вод и соблюдению установленных нормативов, в том числе путём установки локальных очистных сооружений, а также реализации одного из ключевых международных принципов, в соответствии с которым «за загрязнение объектов окружающей среды (в рассматриваемом случае — за загрязнение, образующееся в результате сброса сточных вод) платить должен сам загрязнитель.

Развитие централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

Для повышения качества инвестиционного планирования будут разработаны справочники наиболее эффективных технологий в сфере водоснабжения и водоотведения.

В сфере водоотведения в 2015 году будет доработана нормативная правовая база, регулирующая сбросы сточных вод и отношения между организациями, осуществляющими водоотведение, и их промышленными абонентами.

Учитывая, что обеспечение водоснабжения и водоотведения в малых населенных пунктах во многих случаях нерентабельно и требует установления тарифов, недоступных для населения, организациям, осуществляющим водоснабжение и водоотведение в малых населенных пунктах, будет оказываться государственная поддержка. В целях повышения инвестиционной привлекательности организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение в малых городах, необходимо проработать возможные механизмы и стимулировать консолидацию (объединение) таких организаций на уровне субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в целях повышения эффективности государственного регулирования сферы холодного водоснабжения и водоотведения необходимо проработать вопрос перехода на предельное ценообразование.

Реализация этих мер позволит:

- увеличить объём подачи качественной питьевой воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическими нормам;

- увеличить долю сточных вод, проходящих очистку на биологических очистных сооружениях, отвечающих установленным требованиям;

- снизить технологические потери воды и сточных вод при их транспортировке по сетям;

- снизить количество аварий и чрезвычайных ситуаций на системах холодного водоснабжения и водоотведения (исключение составляют ситуации природного характера).

В целях совершенствования государственной политики в сфере тарифного регулирования целесообразно проработать вопрос о корректировке подходов в тарифной политике в части реализации принципа «снижение издержек в обмен на тариф». В частности, предлагается в целях развития конкуренции проектов (технологий) при утверждении инвестиционных программ проработать вопрос о возможности осуществления закупок товаров, работ, услуг, необходимых для реализации указанных инвестиционных программ преимущественно конкурентными способами, а также проработать вопрос порядка определения и применения референтных цен на товары, работы, услуги, приобретаемые для нужд регулируемой организации.

4.2. Горячее водоснабжение

В сфере горячего водоснабжения целью государственной политики является обеспечение населения горячей водой температуры, предусмотренной санитарно-эпидемиологическими нормами, при минимальных расходах и потерях холодной воды и тепловой энергии.

Для достижения этих целей необходимо отказаться от использования открытых систем централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения, снизить потери воды и тепловой энергии в многоквартирных домах при обеспечении горячего водоснабжения.

Применение открытых систем горячего водоснабжения из-за добавления в воду технологических присадок не позволяет обеспечить соответствие горячей воды санитарным нормам и правилам. В соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"» подключение новых потребителей к открытым системам горячего водоснабжения запрещено. При этом с 1 января 2022 года согласно части 9 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» использование централизованных открытых систем теплоснабжения для нужд горячего водоснабжения путём отбора теплоносителя запрещено.

Будет осуществляться поэтапный переход от использования открытых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения к использованию закрытых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Снижение потерь воды и тепловой энергии в многоквартирных домах будет достигаться, в том числе за счёт модернизации и реконструкции внутридомовых инженерных систем (обеспечение циркуляции горячей воды, утепление стояков, устранение несанкционированных врезок и пр.).

Реализация этих мероприятий будет проходить в увязке с программами повышения энергосбережения и повышения энергетической эффективности и программами капитального ремонта многоквартирных домов, а также в рамках энергосервисных договоров. При этом, необходимо отметить, что работы по энергосервисным договорам должны проводиться при обязательном наличии приборов учета энергетического ресурса. Учитывая высокую стоимость таких программ, их реализация потребует государственной поддержки.

Реализация этих мер позволит:

- снизить технологические потери горячей воды при их транспортировке по сетям;

- снизить количество аварий и чрезвычайных ситуаций на системах горячего водоснабжения (исключение составляют ситуации природного характера).

В целях совершенствования государственной политики в сфере тарифного регулирования целесообразно проработать вопрос о корректировке подходов в тарифной политики в части реализации принципа «снижение издержек в обмен на тариф». В частности, предлагается в целях развития конкуренции проектов (технологий) при утверждении инвестиционных программ проработать вопрос о возможности осуществления закупок товаров, работ, услуг, необходимых для реализации указанных инвестиционных программ преимущественно конкурентными способами, а также проработать вопрос порядка определения и применения референтных цен на товары, работы, услуги, приобретаемые для нужд регулируемой организации.

4.3. Теплоснабжение

В сфере теплоснабжения целью государственной политики является обеспечение надежного и качественного теплоснабжения, достигаемого за счёт эффективности производства, передачи и распределения (потребления) тепловой энергии.

Основой системы государственного регулирования в сфере теплоснабжения является Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и принятые в его исполнение нормативные правовые акты.

Развитие систем теплоснабжения поселений осуществляется на принципах эффективной загрузки мощностей на основании схем теплоснабжения, которые должны соответствовать документам территориального планирования поселений.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 291-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения» установлены правовые основы введения долгосрочного тарифного регулирования, в том числе в сфере теплоснабжения.

В 2015 году будут определены на долгосрочный период регулирования, составляющий не менее 3 лет, показатели надежности, качества и энергоэффективности организаций, осуществляющих теплоснабжение, и сформированы долгосрочные инвестиционные программы. С 2016 года в отношении всех организаций, осуществляющих теплоснабжение, (за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации), будут применяться долгосрочные тарифы.

В целях создания экономических стимулов для эффективного функционирования и развития централизованных систем теплоснабжения будут осуществлены меры, направленные на:

- повышение уровня удовлетворенности потребителей тепловой энергии качеством и стоимостью товаров и услуг в сфере теплоснабжения, в том числе через совершенствование ценообразования и усиление ответственности теплоснабжающих организаций за обеспечение надежного и качественного теплоснабжения потребителей со встречным повышением ответственности потребителей тепловой энергии за выполнение договорных обязательств;

- предотвращение прогрессирующего физического и морального износа основных производственных фондов в сфере теплоснабжения;

- стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере теплоснабжения;

- обеспечение эффективного стратегического развития и технического управления системами теплоснабжения, стимулирование развития эффективных источников тепловой энергии и тепловых сетей;

- повышение управляемости системами теплоснабжения;

- проработка предложений о возможности расширения перечня энергетически эффективного оборудования за счёт включения в данный перечень отдельных объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства, создание которого является основанием для предоставления налогового кредита;

- проработка предложений о переходе в сфере теплоснабжения к принципу учета привлекаемых заемных средств, исходя из ключевой ставки Банка России;

- скорейшее принятие изменений, направленных на возможность нормативного закрепления размера гарантированной предпринимательской прибыли при расчёте тарифов на тепловую энергию.

Оценка реализации указанных мероприятий будет осуществляться на основании следующих показателей:

- уровень технологических потерь тепловой энергии при транспортировке по сетям;

- количество аварий и чрезвычайных ситуаций на системах теплоснабжения (исключение составляют ситуации природного характера).

Важнейшими целями в сфере теплоснабжения являются:

- модернизация тепловых сетей с переходом на независимые схемы теплоснабжения, снижением температуры теплоносителя до 100 градусов Цельсия и ниже, оптимизацией гидравлических режимов. При регулировании тарифов на транспортировку тепловой энергии будут широко применяться методы сравнительного анализа, которые в долгосрочной перспективе позволят перейти к нормированию расходов на транспортировку тепловой энергии;

- загрузка наиболее эффективных источников тепловой энергии и вывод из эксплуатации менее эффективных источников, в том числе на основании схем теплоснабжения.

Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1949-р «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии» (далее — Дорожная карта) в 2015 году будет осуществлена разработка нормативных правовых актов, направленных на формирование новой модели рынка тепловой энергии.

Одним из возможных вариантов регулирования рынка тепловой энергии будет метод расчёта «альтернативной котельной».Цена производства тепловой энергии при использовании такого метода будет устанавливаться на уровне не выше стоимости производства тепловой энергии на современной, технологически эффективной котельной.

В отношении теплоснабжающих организаций с промышленными потребителями произойдет постепенная отмена регулирования и переход к поставкам тепловой энергии по нерегулируемым ценам.

В соответствии с протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 28 мая 2015 г. № АД-П9-125пр внедрение «альтернативной котельной» на территории отдельных муниципальных образований будет возможно при соответствии совокупно следующим критериям:

- наличие согласия уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на внедрение метода «альтернативной котельной» в муниципальном образовании, которое расположено на территории такого субъекта Российской Федерации;

- наличие утвержденных в установленном порядке в муниципальном образовании схем теплоснабжения;

- более 50% тепловой энергии в муниципальном образовании производится на источниках комбинированной выработки тепловой и электрической энергии.

Для муниципальных образований, на территории которых отсутствуют источники комбинированной выработки тепловой энергии, внедрение модели осуществляется исключительно при наличии согласия уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на внедрение метода «альтернативной котельной» в муниципальном образовании, которое расположено на территории такого субъекта Российской Федерации.

Кроме того, с учетом принятого Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"», будет осуществляться дерегулирование цены на тепловую энергию в виде пара и на тепловую энергию, отпускаемую с коллекторов для отдельных потребителей.

Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 24 Дорожной карты до конца 2015 года будут приняты Правила недискриминационного доступа к услугам в сфере теплоснабжения при подключении к системам теплоснабжения, целью которых является совершенствование механизмов, правил, обеспечивающих недискриминационный доступ к услугам в сфере теплоснабжения, а также упрощение процедуры технологического присоединения к системам теплоснабжения.

Также организован процесс передачи субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления объектов теплоснабжения в концессию, что должно обеспечить привлечение частных инвестиций в эту сферу ЖКХ для решения задач модернизации и повышения энергетической эффективности.