Стратегия развития ЖКХ в РФ до 2020 года. IV. Меры по развитию ЖКХ по основным направлениям сферы ЖКХ. 7. Социальная политика

Главная » О компании » Стратегия развития ЖКХ » Стратегия развития ЖКХ в РФ до 2020 года. IV. Меры по развитию ЖКХ по основным направлениям сферы ЖКХ. 7. Социальная политика

Стратегия развития
жилищно-коммунального хозяйства
в Российской Федерации
на период до 2020 года

IV. Меры по развитию ЖКХ по основным направлениям сферы ЖКХ

7. Социальная политика

Государственное регулирование в сфере ЖКХ не может осуществляться без анализа и прогнозирования социальных последствий принимаемых решений.

При формировании сбалансированной системы работы коммунального комплекса особое внимание уделяется защите граждан от роста расходов на коммунальные услуги.

В целях защиты потребителей коммунальных услуг и недопущения бесконтрольного роста расходов на жилищно-коммунальные услуги, разработаны механизмы регулирования совокупного платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги, которые, в том числе, позволят провести модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и повысить качество предоставляемых потребителям услуг за счёт привлеченных инвестиций.

В целях регулирования совокупного платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги приняты меры, направленные на исключение необоснованного роста платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги за счёт утверждения Правительством Российской Федерации (с учётом прогноза социально-экономического развития) индексов изменения совокупного платежа граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на период с 1 июля 2014 года по 2018 год включительно.

В рамках реализации указанных мер в Российской Федерации определены:

принципы и порядок расчёта, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее — предельные индексы) и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации);

- основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия;

- порядок мониторинга и контроля за соблюдением предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации;

- основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований;

- основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями предельных индексов и (или) индексов по субъектам Российской Федерации;

- порядок опубликования решений об установлении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации, а также информации о результатах контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и государственного жилищного надзора в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 718-р утверждены значения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, а также значения предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от индексов по субъектам Российской Федерации на период с 1 июля 2014 года по 2018 год.

При планируемом изменении платы граждан за коммунальные услуги в среднем по Российской Федерации с июля 2014 года в размере 4,2%, фактическое изменение составило 3,8%.

Все решения руководителей субъектов Российской Федерации приняты в рамках норм действующего законодательства и либо соответствуют параметрам, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо превышают установленные ограничения при определенном законодательством обязательном условии предварительного согласования с представительными органами местного самоуправления (30 субъектов Российской Федерации).

Основными причинами принятия таких решений, исходя из представленной субъектами Российской Федерации информации, являются:

- необходимость доведения уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100% экономически обоснованного уровня тарифов;

- доведение тарифов до экономически обоснованного уровня;

- необходимость реализации мероприятий, направленных на развитие коммунальной инфраструктуры, включение в тарифы регулируемых организаций инвестиционной составляющей.

Также причинами принятия таких решений является введение новых нормативов потребления коммунальных услуг и установление дифференцированных нормативов потребления коммунальных услуг. При этом, изменение нормативов потребления коммунальных услуг обусловлено, прежде всего, необходимостью приведения решений об установлении нормативов потребления коммунальных услуг, принятых ранее органами местного самоуправления муниципальных образований на искусственно заниженном уровне, в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2014 г. № 2222-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год. Изменение размера платы граждан за коммунальные услуги произойдет во втором полугодии 2015 года (c 1 июля 2015 года).

Кроме того, указанным распоряжением уточнены предельно допустимые отклонения от величины указанных индексов по отдельным муниципальным образованиям на 2015–2018 годы.

При планируемом изменении платы граждан за коммунальные услуги в среднем по Российской Федерации с июля 2014 года в размере 8,7%, изменение, исходя из принятых субъектами Российской Федерации решений, составляет с 1 июля 2015 года 8,3%.

Таким образом, в среднем по Российской Федерации за счёт введенных ограничений рост платы граждан за коммунальные услуги за 2014–2015 годы сложился на уровне ниже фактической потребительской инфляции.

При этом изменение фактических платежей граждан за коммунальные услуги в 2014–2015 годах также складывается на уровне ниже, чем это было запланировано субъектами Российской Федерации при утверждении соответствующих предельных индексов.

Максимальная эффективность государственной поддержки достигается за счёт обеспечения ее адресности, то есть путём предоставления субсидий наиболее нуждающимся гражданам. При этом, должна быть выработана система проверки сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на получение субсидии, предоставляющая возможность учитывать не только наличие денежного (натурального) дохода гражданина, но и его существующее материальное положение (например, наличие имущества, которое может быть отнесено к предметам роскоши), а также проработана система административной ответственности за предоставление недостоверных сведений при подаче заявления о предоставлении субсидии.

Гражданам, имеющим низкие доходы, в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются адресные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, кроме того, отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Будут упрощены процедуры получения субсидий, а также в отдельных исключительных случаях смягчены ограничения по предельной площади жилого помещения, на которую рассчитывается субсидия.

Оценка реализации задачи обеспечения доступности жилищно-коммунальных услуг будет осуществляться на основании показателя доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в потребительских расходах домохозяйств.

Таким образом, на федеральном уровне приняты ограничения и обозначены уточненные параметры долгосрочного ограничения изменения размера платы граждан до 2018 года, которые:

- гарантируют гражданам умеренный прирост платы за коммунальные услуги с учетом региональных особенностей;

- позволяют субъектам Российской Федерации принимать необходимые для сдерживания прироста платы за коммунальные услуги решения, своевременно и легитимно планировать бюджетные расходы в части дополнительных субсидий по оплате коммунальных услуг на очередной финансовый год.