Стратегия развития ЖКХ в РФ до 2020 года. IV. Меры по развитию ЖКХ по основным направлениям сферы ЖКХ. 8. Кадровая политика
Стратегия развития
жилищно-коммунального хозяйства
в Российской Федерации
на период до 2020 года
IV. Меры по развитию ЖКХ по основным направлениям сферы ЖКХ
8. Кадровая политика
Основным документом, в соответствии с которым в настоящее время осуществляется государственная политика в сфере подготовки кадров для жилищно-коммунального хозяйства является План мероприятий по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального комплекса на 2013–2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 2077-р (далее — План).
Реализацию Плана, в том числе координацию этой деятельности в субъектах Российской Федерации, осуществляет Минстрой России и созданная им Межведомственная рабочая группа по вопросам кадрового обеспечения сферы жилищно-коммунального хозяйствам (далее — Рабочая группа).
В 2014 году Минстроем России во исполнение Плана был проведён мониторинг потребности организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в специалистах в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также инвентаризации образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере профессионального образования, для организации подготовки специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства по результатам которого выявлены следующие основные проблемы в обеспечении сферы ЖКХ квалифицированными кадрами:
- дефицит высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов;
- недостаточный уровень подготовки менеджмента;
- отсутствие сбалансированного регионального (муниципального) заказа на профессиональную подготовку;
- слабое материально-техническое и финансовое обеспечение образовательных учреждений;
- отсутствие системы непрерывного профессионального образования;
- низкий имидж профессий и специальностей ЖКХ;
- малоэффективная профориентационная работа среди учащихся общеобразовательных школ.
На устранение и решение указанных негативных факторов направлена работа по реализации Плана.
Кроме того, важным фактором по реализации государственной политики в сфере ЖКХ является разработка профессиональных стандартов для жилищно-коммунального хозяйства, осуществляемая в разрезе видов профессиональной деятельности. Рабочей группой в 2014 году утвержден перечень, включающий 147 профессиональных стандартов.
Справочно:
В настоящее время приказами Минтруда России утверждены 20 профессиональных стандартов в сфере ЖКХ, в том числе в сфере лифтового хозяйства, эксплуатации котлового хозяйства, станций водоподготовки, в области обращения с отходами, эксплуатации наружных газопроводов низкого давления, по эксплуатации очистных сооружений водоотведения, по управлению жилищным фондом, по управлению, по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома, по абонентскому обслуживанию потребителей, по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей
Одной из основных задач, направленных на усиление образовательной деятельности в сфере ЖКХ является разработка проектов федеральных государственных образовательных стандартов для подготовки кадров по направлению в сфере оказания услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, содержания и обслуживания многоквартирных домов (высшее образование, среднее профессиональное образование).В настоящее время разработано два проекта федерального государственного образовательного стандарта по направлению в сфере оказания услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, содержания и обслуживания многоквартирного дома для высшего и среднего профессионального образования. Министерство образования и науки Российской Федерации сообщило, что проекты вышеуказанных стандартов прошли независимую экспертизу и находятся на рассмотрении рабочей группы высшего образования Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, после чего они будут направлены на рассмотрение Совета Министерства образования и науки Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации организована работа по реализации планов подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального комплекса.
Вместе с тем, приоритетными задачами в рамках реализации Стратегии, должны стать следующие:
1. Организация органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по популяризации профильного образования и повышению престижа профессиональной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, повышению заинтересованности граждан, в том числе абитуриентов, к получению профессии в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
2. Реализация программы целевого приема в образовательные организации, в том числе по типу образовательной программы прикладного бакалавриата, на основании договоров о целевом обучении в соответствии с ст. 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что обеспечит адресную подготовку специалистов. Обучение по договорам о целевом обучении, заключенным по инициативе организаций и предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволит получить специалиста в области ЖКХ адресно подготовленного под конкретное рабочее место.
3. Обеспечение финансовой поддержки за счёт средств работодателей студентов, получающих образование в сфере жилищно-коммунального хозяйства и заключивших договор о целевом приеме или договор о целевом обучении в соответствии со статьей 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Организация всероссийских конкурсов «Лучшее предприятие в сфере жилищно-коммунального хозяйства» и «Лучший по профессии в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
5. Проведение всероссийских, региональных конкурсов профессионального мастерства среди студентов, выпускников образовательных организаций — молодых работников предприятий (по конкретным профессиям, специальностям).
6. Разработка специальных образовательных продуктов, обеспечивающих подготовку специалистов в сфере лицензирования (прежде всего, обучение сотрудников органов государственного жилищного надзора, а также членов лицензионной комиссии), подготовка и проведение концессионных конкурсов, а также подготовка специалистов для региональных операторов.
7. Создание механизма и формирование на федеральном уровне кадрового резерва в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включающего в том числе мероприятия по организации работы с кадровым резервом, определение источников формирования кадрового резерва, определение перечня должностей и сфер, в которых будет формироваться кадровый резерв, проработку вопроса об источниках финансирования мероприятий по формированию кадрового резерва и другие.