Стратегия развития ЖКХ в РФ до 2020 года. IV. Меры по развитию ЖКХ по основным направлениям сферы ЖКХ. 3. Ликвидация аварийного жилищного фонда
Стратегия развития
жилищно-коммунального хозяйства
в Российской Федерации
на период до 2020 года
IV. Меры по развитию ЖКХ по основным направлениям сферы ЖКХ
3. Ликвидация аварийного жилищного фонда
Целью государственной политики в сфере ликвидации аварийного жилищного фонда является создание постоянно действующей системы реновации жилищного фонда, основанной на принципах государственной поддержки социально незащищенных категорий граждан и реализации прав собственников при переселении из аварийного жилищного фонда.
Для достижения поставленной цели необходимо завершить расселение аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года, а также создать новые механизмы переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года.
Площадь аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года и требующего расселения до 1 сентября 2017 года, составляет 11,4 млн кв.м.
В 2014 году плановый показатель был выполнен на 113% — расселено 2,96 млн кв.м. аварийного жилищного фонда, в новые квартиры переехали 191 тыс. человек.
Эффективное решение поставленной задачи обеспечивается за счёт реализованных в 2014 году следующих мер:
- утверждены чёткие показатели общей площади и количества граждан, подлежащих расселению, для каждого субъекта Российской Федерации;
- создана сквозная система контроля и мониторинга реализации программ переселения — начиная с момента подачи регионом заявки в Фонд ЖКХ и завершая фактом переселения;
- снижен уровень долевого финансирования расходов со стороны субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
- оптимизирован порядок и условия предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий по программам переселения;
- усилена ответственность субъектов Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В целях повышения эффективности ликвидации аварийного жилищного фонда планируется реализовать следующие меры:
1) усилить контроль за качеством строящегося в рамках программ переселения жилья путём:
- введения обязательного наличия допуска саморегулируемой организации (далее — СРО) при осуществлении проектирования и строительства многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три (малоэтажное строительство);
- введения экспертизы и государственного строительного надзора в отношении объектов малоэтажного жилья, строящихся в рамках государственных и муниципальных контрактов;
- установления субсидиарной ответственности СРО по обязательствам своих членов, возникшим вследствие ненадлежащего исполнения государственных и (или) муниципальных контрактов на осуществление инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выявления несоответствия разработанной проектной (сметной) документации установленным требованиям, а не только вследствие причинения вреда;
- утверждения и применения унифицированных типовых государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ по строительству многоквартирного дома и на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
2) усилить контроль за безусловным достижением субъектами Российской Федерации целевых показателей реализации программ, в том числе увеличить количество выездных проверок;
3) усилить контроль за обеспечением со стороны субъектов Российской Федерации уровня софинансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья.
В целях решения задачи расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, будут созданы новые механизмы переселения граждан из аварийного жилья. Долгосрочный прогноз темпов выбытия из эксплуатации жилищного фонда показывает, что до 2035 года будут признаны аварийными многоквартирные дома площадью около 100 млн кв.м., на расселение которых потребуется более 4 трлн руб. в текущих ценах строительства жилья в размере около 33 тыс. руб. за кв.м.
При этом, важнейшим вопросом, который необходимо решить в рамках запуска новых механизмов расселения аварийного жилищного фонда, является вопрос создания системы достоверного учета аварийного жилищного фонда и формирования соответствующего реестра на федеральном уровне.
В этих целях в 2015 году будет разработана и запущена в практическую эксплуатацию система формирования реестра аварийного жилищного фонда, в рамках которой будет обеспечено получение на системной основе актуальной и достоверной информации о состоянии жилищного фонда. Отдельным вопросом в этой части является проведение ревизии и формирование актуального реестра аварийного жилищного фонда, находящегося в федеральной собственности, в целях его восстановления. Новая система расселения аварийного жилищного фонда будет основываться на новых подходах к условиям предоставления жилья гражданам, проживающим в аварийных домах, которые будут выражаться, прежде всего, в безусловном выполнении государством своих обязательств перед социально-незащищенными категориями граждан (не имеющих достаточного дохода, а также нуждающихся в жилье), а с другой стороны, в оказании максимального содействия собственникам жилья, которые не могут претендовать на предоставление жилья государством, в самостоятельном решении вопроса переселения из аварийного жилья.
Предлагается целевая модель переселения граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающая безусловное обеспечение жильем малоимущих собственников, у которых нет иного жилого помещения для проживания и малоимущих граждан, проживающих по договорам социального найма — предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При этом, одним из основных принципов новой системы расселения аварийного жилищного фонда будет принцип возвратности вложенных бюджетных средств и повторного их направления на решение задач расселения аварийного жилья, а также на привлечение средств частных инвесторов, в том числе собственников аварийного жилья.
Расселение аварийного жилья будет осуществляться посредством разработки и реализации соответствующих региональных программ, устанавливающих чёткие и понятные параметры переселения.
В качестве одного из основных источников финансирования мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, в долгосрочной перспективе рассматривается плата за наем в жилищном фонде социального использования, которая могла бы позволить регионам на системной основе обеспечивать в определенном объёме возврат финансовых средств, затраченных на строительство, с целью их направления на дальнейшее воспроизводство жилищного фонда социального использования и переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Указанный механизм может стать одним из базовых элементов развития института так называемого некоммерческого найма жилых помещений.
Кроме того, в рамках реализации Стратегии и нового федерального закона о расселении аварийного жилищного фонда, необходимо проработать вопрос оказания государственной поддержки указанным мероприятиям с использованием ресурсов единого института развития в жилищной сфере, в том числе проработать вопросы условий предоставления средств (платность/безвозмездность, возвратность/ невозвратность, процентная ставка и другие).
В краткосрочной перспективе (до 2020 года) разработанные механизмы переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года, должны обеспечивать недопущение роста объёма аварийного жилищного фонда.